Главная » Рассказы путешественников » Стамбул — город контрастов

Стамбул — город контрастов

Эта статья написана специально для конкурса для влюбленных в путешествия. Все про условия конкурса — здесь!

Здравствуйте. Меня зовут Сима Карливерталь и у меня очень много увлечений. Например, меня хлебом не корми, только дай поучить иностранные языки, попутешествовать и повыходить замуж. Я всегда старалась совмещать по максимуму все свои страсти. К тому же, как писал один из моих любимых авторов Милорад Павич, лучший способ выучить чужой язык, это, как минимум поцеловаться с его носителем. Поэтому я поочерёдно была замужем за итальянцем, мексиканцем, израильтянином, за двумя русскими и за парой американцев. Но сейчас речь не об этом.

Почему Стамбул?

Сегодня мне бы хотелось рассказать о своём путешествии в Стамбул — город контрастов. Он пленил меня ещё во время первого просмотра “Бриллиантовой руки”: узкие улочки, знойные красотки, ослики и непереводимая игра слов очаровательных жуликов-аптекарей манили своей экзотикой. Недаром же сам Остап Бендер любил прикинуться сыном турецкого верноподданного.

Что-то такое было в этой стране. Что именно, мы все окончательно поняли, когда в Россию привезли турецкий сериал “Королёк птичка певчая”. Фериде! Вот — самое прекрасное и совершенное, что когда-либо взрастила Турция. А от волшебной музыки в начале сериала подкашивались ноги на наворачивались слёзы. Всё, я точно решила: еду! Но, как известно, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Жизнь закрутила событиями и встречами, к тому же мечты о Турции и Египте совершенно опошлились благодаря страшному сочетанию слов all inclusive. Но в 2006 писатель Орхан Памук получил нобелевскую премию за книгу “Меня зовут Красный”. Это произведение и реанимировало мои мечты о береге турецком.

Путешествие в Стамбул на 4 дня

В октябре 2013, когда в Питере стало невыносимо холодно и темно я наконец-таки решилась полететь в ещё тёплый и солнечный Стамбул, тем более, что повод выдался просто наишикарнейший — я опять вышла замуж. В те времена отношения между нашими странами были весьма дружественными и визы нам были не нужны. Я позвонила своей подруге — университетскому преподавателю турецкого. Она помогла мне составить план поездки и дала несколько рекомендаций бывалого. Остановиться нам надлежало в районе Султанахмет, так как он был самым туристическим, а значит, самым цивилизованным. В Стамбуле нам хотелось:

• подняться на Галатскую башню и отведать свежей рыбы в одном из ресторанчиков под Галатским мостом.
  • Прокатиться на пароме по Босфору
  • поторговаться на рынке Гранд Базар
  • прогуляться по пешеходной улице Истикляль
  • попасть на площадь Таксим
  • сходить в мечеть Сулеймание
  • и посмотреть Собор Святой Софии.

А также вдоволь напиться свежих соков, отведать местную кухню и попробовать настоящий турецкий кофе. На всё про всё у нас было четыре дня.

на улицах Стамбула

Мы сняли двухместный номер с завтраком в отеле с романтическим названием Prince Hotel (на меньшее мы были не согласны). Три дня обошлись нам в 282 евро. В последний, четвёртый день, мы выехали из гостиницы рано утром, после завтрака, предварительно сдав вещи на хранение, и целый день гуляли, так как наш самолёт улетал поздним вечером.

В первый день мы отправились гулять вдоль Босфора. Дошли до Галатского моста. Здесь нам надлежало поесть местной наисвежайшей рыбы. “Очень недорого выходит!” — уверяла подруга. От количества ресторанов кружилась голова, хор местных зазывал сливался в нестройный гул, до нас долетали только отдельные слова. “Заходи! Будет вкусно! Рыба, рыба!” — надрывались турецкие коммерсанты. Время от времени их голоса перекрывал крик отчаянья толстого подростка: “Ам-ба-Ррр-елла! Ам-Ба-Ррреллла!” Он орал так истошно, будто бы от этого зависела его жизнь.

“Что ему надо?”- я на всякий случай прижалась к мужу. “Зонтики продаёт, видать, скоро дождь будет.” — ответил он невозмутимо. А нас уже хватали за руки, крутили нам пуговицы и ласково ворковали у самого уха: “Будет вкусно! Только вам скидка 10 лир. А ещё салат и чай в подарок!”

Мы поддались натиску и зашли внутрь. А дальше всё было как на гипнотическом сеансе: перед нами, танцуя, изображали разные блюда из меню, откуда-то появлялись столики на колёсах, гружёные всевозможными сортами рыбы. Мы ещё не успевали разглядеть, а они уже подсчитывали, сколько кило в морском петухе, который нам немедленно надлежало отведать, так как это будет самым ярким воспоминанием из нашей поездки. А мы только кивали головой, как китайские болванчики, не в силах сломить сопротивление и хоть на минуту усомниться в словах хитрых официантов.

Каким-то удивительным образом недорогой обед обошёлся нам в 220 долларов. Мы решили, что это знак и полностью перешли на вегетарианство. Все последующие дни мы обедали в небольшой фалафельной близ Гран Базара. Она оказалась очень уютной и совсем не туристической, а одной порции фалафеля с картошкой и салатом хватило бы на троих.

ужин в Стамбуле

А ещё первый рыбный вечер оказался волшебной прививкой. Все последующие дни мы, никогда до этого не умевшие торговаться, размахивали руками, перекрикивали продавцов а потом театрально хлопали дверью, заставляя местных с тоской в голосе бросать нам в спину новую, гораздо более приемлемую цену. Так что шоппинг в Гранд Базаре прошёл на ура.

А вот Истикляль нас удивила и озадачила. На первый взгляд — это милая улица с шикарными магазинами и мелкими подсобками с палёным и потому очень дешёвым товаром. Тут, например, можно взвесить себе 10 кило пальто по питерской цене одного.

Мы всласть нагулялись и когда возвращались назад, попали в самую гущу какой-то забастовки. На обочине лежал молодой турок с проломленной головой, а местные равнодушно проходили мимо, совершенно не обращая внимания на истекавшего кровью мужчину. В тот вечер мы всеми силами пытались перебить это впечатление. Мы даже решили сходить на представление крутящихся дервишей, но, увы, в тот день дервиши не крутились. И мы отправились в ресторан. Выбирали мы место визуально, нам понравилось как в широком окне, словно на витрине, сидели пожилые женщины, все в белом, и вручную раскатывали лепёшки.

На следующее утро мы заказали экскурсию по городу. Вначале нас везли на автобусе, потом катали на пароме и в завершении поднимали на фуникулёре полюбоваться на город с высоты. Гид наш был вальяжен и до смерти ленив. “Посмотрите направо. Видите здание? Это университет. А то — мечеть. А вон там — здание больницы”, — тыкал он пальцем. И всё. Без дат и цифр. Он работал по принципу: “К чёрту подробности!”

На пароме мы примазались к какому-то молодому американцу, проводившему экскурсию для своих друзей. Он уже пять лет жил в Стамбуле и очень увлекался его историей. А говорил американец так, словно пел оду старому городу.

В тот день нам не удалось сходить в Софийский Собор, он был закрыт на ремонт. Зато в самой большой мечети города Сулеймание мы провели около четырёх часов. Сначала во дворе мы долго не могли отвести глаз от мужчин, омывающих ноги в многочисленных раковинах — было ощущение, что мы присутствуем на какой-то хореографической постановке. А после нам было не заставить себя выйти на улицу — так хорошо, спокойно и умиротворённо было внутри. Подобное величие и волшебство момента я испытала только у Стены Плача в Иерусалиме.

stambul3

За несколько часов до самолёта мы убивали время в маленьких сувенирных лавочках. Киргизская девушка продавец сразу признала в нас русских и стала бойко предлагать нам мыло ручной работы. “Берите вот это, с оливковым маслом, будете им умываться. Не пожалеете. Даже вы станете красавицей” — выпалила она и подписала на пакетике, чтоб не перепутать “для литса”.

Почему же именно путешествие лучший учитель, спросите вы. Да потому, что сидя дома мы бы никогда не узнали, что такое салеп и как приятно пить его горячим прямо на улице, рассматривая чёрных женщин в бурках и европейских туристок с голыми животами. Да и как бы мы поняли, что настоящий турецкий кофе — невыносимо странный напиток: тёмный, крепкий и вязкий, сваренный прямо с гущей. Его вкус ни за что не передать словами. Иначе бы получилась сценка из анекдота про чукчу, который съездил в Москву, а после рассказывал знакомым, какой вкус у апельсина. “Как оленя? Как тюленя?”- вопрошали присутствующие. А он лишь мотал головой и загадочно улыбался.

stambul2

ЭТИ СТАТЬИ ТОЖЕ БУДУТ ПОЛЕЗНЫ!